![]()
[]
Иерусалим |
Москва |
Нью-Йорк |
Берлин |
На этой неделе из ЦАХАЛа ушел в отставку человек, внесший один из самых значительных вкладов в защиту израильтян за последние два года. Как и следовало ожидать, его уход прошел без особого шума


Бригадный генерал Гилад Биран в течение четырех лет и трех месяцев возглавлял систему противовоздушной обороны Израиля. Во второй половине его службы Биран и его подчиненные отражали ракеты, реактивные снаряды и беспилотники, запускавшиеся из сектора Газа, Ливана, Сирии, Ирака, Йемена, а потом — и из самого Ирана.
В ходе кампании прошлого месяца Исламская Республика выпустила по Израилю более 500 баллистических ракет и около 1000 беспилотников. Погибли 29 человек, сотни были ранены, десятки зданий разрушены.
После безуспешных попыток борьбы с дронами «Хизбаллы» успех в отражении иранских беспилотников был феноменальным — прорвался только один, ударивший по дому в Бейт-Шеане на севере страны. И в данном случае успех действительно имел много участников — от пилотов израильских истребителей и вертолетов до специалистов по радиоэлектронной борьбе и сотрудников «Моссада».
Сорок девять иранских ракет достигли территории Израиля. Израильские и американские системы ПВО действовали совместно: еще до войны США развернули системы ПРО THAAD и Aegis.
С момента нападения ХАМАСа 7 октября 2023 года масштаб обстрелов Израиля стал крупнейшим в его истории и одним из самых мощных в мировой истории. Больше было только во время ракетного обстрела Британии нацистской Германией в 1944 году и в ходе российской войны против Украины. (Израиль принял на себя больше ракет, Украина — больше беспилотников.)
Есть два ключевых различия. Израиль по площади гораздо меньше Украины, а число жертв здесь оказалось существенно ниже.
Армия обороны Израиля изначально прогнозировала гораздо больше жертв среди гражданского населения. Но системное уничтожение военного потенциала «Хизбаллы», а затем — удар по иранским запасам ракет, пусковым установкам и структурам командования и управления снизили ущерб, нанесенный израильскому тылу.
Осенью прошлого года Израиль ликвидировал большую часть пусковых мощностей «Хизбаллы», и потому эта группировка не вмешалась в апрельскую войну. Иран не смог выполнить приказ верховного лидера Али Хаменеи — нанести массированный удар по израильскому тылу с запуском 500 ракет после израильского первого удара 13 июня.
Относительно скромное число погибших среди гражданского населения вызывает удивление, в том числе и потому, что основная масса израильтян сосредоточена в узкой прибрежной полосе между Хадерой и Гедерой — городами соответственно к северу и югу от Тель-Авива. Более того, Израиль вот уже более 21 месяца ведет войну с тем или иным противником, полностью игнорируя собственную оборонную доктрину, согласно которой война должна быть короткой, чтобы тыл и экономика выдержали ее нагрузку.
Но за исключением нескольких дней в начале войны в Газе и Ливане и 12-дневной кампании против Ирана, израильский тыл продолжал функционировать почти полностью.
Прошлой осенью, во время войны с «Хизбаллой», один гражданский был убит на пляже в Нагарии, на самом севере Израиля, когда туда упала ракета. Помимо боли утраты, это не совсем то, каким мы представляли себе войну: человек пошел поплавать в нескольких километрах от арсенала устрашающих ракет «Хизбаллы».
Как сообщалось в расследованиях американской и британской прессы в последние недели, иранцам удалось нанести удары по авиабазам и другим объектам ЦАХАЛа, а также повредить нефтеперерабатывающие заводы в Хайфе. Однако их план — вывести из строя радары систем ПВО Израиля, а затем обрушить на страну рой дронов — полностью провалился. Ни одна база ПВО не была поражена.
Когда иранцы поняли, что атака на радары провалилась, они начали бить по густонаселенным районам в центре и на юге страны — именно там и произошли основные потери среди гражданского населения.
Неожиданно низкое количество жертв среди мирных жителей порождает парадокс успеха. Иранские ракетные удары, конечно, загоняли людей в бомбоубежища и защищенные комнаты, но теперь израильтяне снисходительно относятся к редким запускам одиночных ракет хуситами из Йемена. Что более тревожно — многие считают, что и в следующий раз Израиль переживет войну с Ираном с теми же последствиями. Офицеры ВВС говорят, что такое мышление не имеет под собой оснований.
«Мы должны остерегаться победных фанфар, вроде военных альбомов 1967 года, — говорит один офицер, имея в виду книги, написанные после Шестидневной войны. — Если начнется новая война с Ираном, нужно быть готовыми к большему числу израильских жертв. Иран — научная и технологическая держава».
«Неважно, что они говорят на публике — они прекрасно понимают, что системы, в которые были вложены миллиарды долларов, не сработали как следует, — говорит другой офицер. —
Совершенно ясно, что иранцы извлекают уроки и теперь будут искать альтернативные решения, чтобы обойти наши системы.
Иран будет развивать спутниковые технологии, улучшать точность ракет и усиливать возможности проникновения через наши оборонные рубежи. Нужно исходить из того, что через несколько лет они достигнут уровня наших возможностей. В следующий раз нам придется вытаскивать из шляпы новых кроликов».
Амос Харэль, «ХаАрец», М.Р. На фото: после попадания иранской ракеты в центре Израиля. Фото: Итай Рон


|
|




