![]()
[]
Иерусалим |
Москва |
Нью-Йорк |
Берлин |
За несколько часов до того, как президент США Дональд Трамп и премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу начали первую из двух запланированных встреч в Белом доме в понедельник, пятеро израильских солдат погибли, а еще 14 были ранены в результате взрывов на севере сектора Газа.


Взрывы, произошедшие возле руин города Хан-Юнис, стали очередным напоминанием о том, насколько глубоко Израиль увяз в бессмысленной войне, для продолжения которой уже давно не осталось никакого оправдания. «Ты был храбрым солдатом в войне без цели», — сказал друг одного из погибших, сержанта 1-го класса Беньямина Асулина из Хайфы, в своей прощальной речи.
Подразделение, попавшее под удар — из батальона «Нецах Йеуда» пехотной бригады «Кфир», — передвигалось пешком по открытой местности недалеко от границы с Израилем. Некоторые солдаты были убиты или ранены в результате первого взрыва. Затем, когда их товарищи бросились на помощь, чтобы эвакуировать раненых и тела погибших, сработали еще два взрывных устройства — одно за другим. Между вторым и третьим взрывом по солдатам также был открыт пулеметный огонь с дальнего расстояния.
Таким образом, пятеро солдат были убиты, еще двое тяжело ранены, а весь взвод выведен из строя. Также возможно, что реакция солдат сорвала попытку похищения одного из них.
Боевики ХАМАСа прячутся в туннелях под большей частью разрушенного города. Однако остовы зданий и тот факт, что разрушенный город расположен немного выше окружающей местности, дали им преимущество по сравнению с атакованными солдатами. Эти солдаты входили в состав силы, состоявшей из нескольких пехотных рот и танковой роты, которая продвигалась в сторону Хан-Юниса.
Командование Южного округа армии считает, что в городе все еще действуют десятки боевиков ХАМАСа под командованием командира батальона. Организованное военное подразделение, которым он ранее командовал, уже разрушено, но ЦАХАЛ признает, что даже разрозненная партизанская активность, использующая уязвимости в передвижениях или расположении войск, способна наносить потери.
Высокопоставленные офицеры ЦАХАЛа обещают продолжать решительные действия против оставшихся боевиков ХАМАСа в Хан-Юнисе. Но даже они понимают истину: за это придется заплатить цену, как и за другие наступательные операции, которые правительство теперь стремится расширить на другие районы Газы.
ЦАХАЛ действует в городе эпизодически — подавляющее большинство его жителей были вынуждены покинуть его с начала наземной операции в Газе в конце октября 2023 года. В армии уже никто и не помнит, сколько раз войска входили в Хан-Юнис и сколько раз армия заявляла, что город взят или что батальон ХАМАСа там разбит. Ведь большинство офицеров — от Генштаба до батальонов на местах — с начала войны уже были заменены.
Пять похорон, состоявшихся на фоне встречи Трампа с Нетаниягу в Вашингтоне, вновь четко показали: эту войну необходимо закончить. ХАМАС, как бы ни был он ослаблен, принципиально не изменит свои требования под военным давлением — если только это не будет полноценная оккупация Газы. А полная оккупация повлечет за собой немалые потери, а также поставит под угрозу жизни 20 оставшихся в живых заложников, которые, по имеющимся данным, находятся в районах, где ЦАХАЛ воздерживается от проведения операций.
Частичная сделка
Что именно происходит между Трампом и Нетаниягу, до сих пор неизвестно. В среду утром они провели вторую за день встречу — экстренно и без предварительного анонса. Так называемый высокопоставленный политический источник, дававший брифинг израильским журналистам во вторник, заявил, что между США и Израилем нет разногласий по поводу переговоров о прекращении огня в Газе. Что важно для каждой из сторон, также стало ясно из краткого диалога, зафиксированного камерами.
Трамп, которого ни капли не смущают любые проявления лести, был доволен заявлением Нетаниягу о том, что тот выдвинул его кандидатуру на Нобелевскую премию мира. (Хотя Трампу стоило бы задуматься, помогает ли такая номинация от Нетаниягу его шансам или, наоборот, вредит). Нетаниягу вновь заговорил о «добровольной миграции» жителей Газы — эвфемизме для обозначения запланированного насильственного и принудительного изгнания палестинского населения из сектора.
Этот план всплывает на поверхность примерно раз в два месяца — в основном во время визитов Нетаниягу в Вашингтон. Трамп, который в феврале выражал поддержку этой идее, похоже, с тех пор утратил к ней интерес. Увлеченность премьер-министра и его окружения этим вопросом, возможно, не связана ни со стратегическими, ни даже с коалиционными соображениями (например, с попыткой сохранить ультраправые фракции в составе правительства). Возможно, речь идет о «смертельном аргументе» — козыре, который можно достать из рукава, если ХАМАС вдруг проявит гибкость в переговорах о прекращении огня.
Тем временем специальный посланник Трампа Стив Уиткофф заявил перед своей поездкой в Катар, что ему удалось урегулировать три из четырех спорных пунктов между Израилем и ХАМАСом, и он надеется достичь соглашения до конца недели.
Помимо разногласий, Нетаниягу добивается лишь частичного соглашения. Дело не только в том, что он ищет способы возобновить боевые действия после 60-дневного прекращения огня и возвращения половины живых заложников — премьер-министр продолжает продвигать план по изгнанию жителей Газы, вытесняя большинство из них в район Рафиаха — город, полностью разрушенный ЦАХАЛом.
Министр финансов Бецалель Смотрич и министр национальной безопасности Итамар Бен-Гвир настаивают на этом, и Нетаниягу вместе с министром обороны Исраэлем Кацем идут у них на поводу. Заявление о том, что в Рафиахе будет построен «гуманитарный город», не менее абсурдно, чем попытка представить этот план как «поощрение добровольной миграции». На деле Израиль стремится заменить тяелые условия, в которых находятся жители Газы, стесненные в прибрежной зоне Маваси, на ещё более тяжелые — в Рафиахе.
Оправдание всему этому, как обычно, одно и то же: победа уже «вот-вот». Нетаниягу нужно всего лишь еще несколько месяцев, чтобы ликвидировать ХАМАС. Больше года назад он продавал ту же самую идею обществу, чтобы оправдать вторжение в Рафиах. Два месяца назад появилась еще одна «волшебная формула» — установление контроля над распределением гуманитарной помощи, которое и по сей день сопровождается серьезными трудностями (и уже стоило жизни сотням палестинских мирных жителей, большинство из которых пришли в поисках еды).
Сейчас, в рамках переговоров, Израиль ведет борьбу за будущее гуманитарного фонда помощи — вокруг которого множатся вопросы о связях с бизнесменами и, возможно, с политиками. Тем временем под ударом оказывается начальник Генштаба ЦАХАЛа Эяль Замир. Он стал источником беспокойства для Нетаниягу, Каца и других, поскольку высказывает сомнения по поводу концентрации жителей Газы в Рафиахе. Утечки против него — часть целенаправленной попытки запугать его, подчинить и заставить действовать по линии руководства.
Амос Харэль, “ХаАрец”
На фото: танки на границе с Газой. Фото: Элиягу Гершкович


|
|
