![]()
[]
Иерусалим |
Москва |
Нью-Йорк |
Берлин |
Пятеро солдат были убиты и еще 14 ранены, некоторые — тяжело, в инциденте в Бейт-Хануне. Этот случай, как и тот, в котором погибли семеро бойцов инженерных войск в машине, вновь и вновь демонстрирует, насколько война в Газе бессмысленна — война, цена которой превышает любую реальную выгоду.


Существует железное правило для войн XXI века. Оно гласит: в любом месте, где есть контакт и смешение между солдатами оккупационной силы и враждебным населением, неизбежны тяжелые последствия. Это правило проявилось еще в конце XX века — у американцев во Вьетнаме, у русских в Афганистане, у нас в Ливане и у американцев и британцев в Ираке и Афганистане. Это правило можно было бы понять и принять задолго до начала наземной операции в Газе — операции, стоившей более 400 погибших и тысяч раненых.
С момента окончания последнего режима прекращения огня в Газе погибли 39 израильских солдат — в два раза больше, чем количество живых заложников, ради освобождения которых, якобы, и была начата операция «Колесницы Гидеона». Что же следовало бы сделать? Еще в конце ноября 2023 года мы предложили армии, а затем и политическому руководству, так называемый «План генералов». В тот момент было завершено создание коридора Нецарим — прохода, который замкнул окружение северной части сектора, составляющей около 35% территории Газы, включая город Газа — административный центр ХАМАСа. Сам коридор был быстро расширен до ширины в пять километров открытого пространства без зданий и инфраструктуры. Присутствие ЦАХАЛа на северной и южной границах коридора создало ситуацию, при которой никто не мог войти в эту зону незамеченным.
Относительно легко превратить окружение в осаду. Для этого требовалось всего три действия:
- Открыть односторонние коридоры, которые позволили бы гражданскому населению покинуть северную часть сектора, но не возвращаться обратно.
- Прекратить поставки любых ресурсов в северную часть сектора, включая самое важное — воду.
- Объявить северную часть сектора военной зоной, в которой присутствие гражданского населения запрещено.
Такая операция, не требующая ввода ни одного солдата на осажденную территорию, привела бы к тому, что тысячи боевиков ХАМАСа в этом районе либо сдались бы, либо умерли бы от жажды.
И да, такая мера полностью соответствует требованиям международного права. Полная утрата территории — это самое действенное средство давления на ХАМАС. В то время как оккупация территории с оставшимся гражданским населением — это палка о двух концах: она создает ложное ощущение успеха, но на деле затягивает армию в трясину с постоянно растущими потерями.
Отказ от этой стратегии, которую впоследствии можно было бы повторить и на юге сектора, не позволяет ЦАХАЛу достичь того самого желанного «полного победоносного исхода». Похоже, что существует серьезная растерянность как на политическом уровне, так и в армии, и напряжение между ними только нарастает. Более того, если посадить членов кабинета в отдельные комнаты и попросить каждого написать, как, по его мнению, можно победить в этой войне, сколько времени это займет, как мы поймем, что достигли этой самой победы, и самое главное — что будет на следующий день, — мы получим столько разных ответов, сколько есть членов кабинета.
В условиях этой стратегической растерянности остается единственный разумный шаг — заключить с ХАМАСом крупную сделку, которая завершит войну так, как того хочет ХАМАС, включая вывод ЦАХАЛа из Газы в обмен на возвращение всех заложников в рамках одного соглашения. Этого хотят все — от ХАМАСа до большинства израильского общества и президента США. Единственный, кто этого не хочет, — это правительство Израиля.
В своей культовой книге «Марш глупости» Барбара Тухман объясняет, что глупость — это упорство в проведении политики, которая доказанно не служит истинным национальным интересам. Одним из признаков такой глупости, по ее мнению, является все возрастающее усилие убедить всех в том, что текущая стратегия верна и не имеет альтернатив.
На данный момент ХАМАС, несмотря на оказываемое на него давление, не спешит соглашаться на абсурдный вариант промежуточной сделки. Существует риск, что он продолжит отказываться, и тогда ЦАХАЛ продолжит нынешние боевые действия, теряя еще больше солдат, параллельно с ростом других издержек — до того дня, когда мы, очевидно, наконец придем к неизбежному выводу: завершить войну в обмен на возвращение всех заложников.
Есть те, кто утверждает — и в этом есть определенная логика, — что завершение войны, пока ХАМАС еще стоит на ногах, может позволить ему снова восстановить свою чудовищную силу и вновь устроить резню, подобную той, что произошла 7 октября. На это утверждение есть три ответа.
Во-первых, ХАМАС построил свою мощь благодаря одному фактору — деньгам. Израиль не только разрешал Катару передавать ХАМАСу по 360 миллионов долларов в год, но и фактически с 2018 года прекратил борьбу с поступлением денег в Газу из других источников — в том числе катарских и иранских, от исламских организаций на Западе, незаконных криптовалютных сделок, турецких компаний и через отмывание средств в европейских банках. Все это можно заблокировать.
Когда Газа полностью разрушена и лишена инфраструктуры, ХАМАС не сможет восстановить свои военные возможности без этих ресурсов.
Во-вторых, управление Газой может быть передано умеренным арабским государствам, как, например, предлагал Египет несколько месяцев назад. Жаль, что Израиль проигнорировал это предложение.
В-третьих, допустим, я ошибаюсь, и ХАМАС действительно сможет за несколько лет восстановить хотя бы половину той мощи, которой он обладал 7 октября. Всем ясно, что случившееся в тот ужасный день произошло не только из-за возможностей ХАМАСа, но прежде всего из-за израильской разведывательной и оперативной катастрофы. Можно предположить, что и мы извлекли уроки, чтобы не допустить повторения подобных событий.
Риск или цена, связанная с согласием Израиля завершить войну в обмен на всех заложников, действительно существует, но она значительно меньше всех тех очевидных издержек, которые Израиль продолжает нести из-за продолжения боевых действий в Газе.
Генерал-майор (резерва) Гиора Айленд, Walla
Автор был начальником оперативного управления Генштаба ЦАХАЛа и главой Совета национальной безопасности
На фото: бойцы ЦАХАЛа в Хан-Юнисе. Фото: пресс-служба ЦАХАЛа


|
|



