![]()
[]
Иерусалим |
Москва |
Нью-Йорк |
Берлин |
Существует ли та самая «последняя капля»? Похоже, премьер-министр Биньямин Нетаниягу решил всерьез проверить этот вопрос. Его последний шаг против начальника Генштаба ЦАХАЛа Эяля Замира направлен на то, чтобы прижать его к стенке — вплоть до отставки или увольнения.


Именно этим занимался на этой неделе министр обороны Исраэль Кац, действуя по поручению Нетаниягу, когда устроил конфликт вокруг темы, не слишком значимой для общества, но крайне важной для высшего офицерского корпуса, — крупного раунда присвоения званий полковника и бригадного генерала. Очевидная цель — осложнить жизнь Замиру и ослабить его влияние на решения, которые Нетаниягу планирует по войне в Газе.
Кац на самом деле не знаком с кандидатами, и вряд ли его волнует, кто будет назначен командиром дивизии или бригады. Министр обычно утверждает эти назначения оптом, если только у него нет возражений против конкретного кандидата.
Почти два года спустя после начала войны новый Нетаниягу идет на шаги, на которые раньше не решался. Первая «Ночь Галанта» в марте 2023 года — протест против его решения уволить министра обороны Йоава Галанта — вынудила премьера отступить. Но вторая «Ночь Галанта» в ноябре 2024-го обернулась тихим уходом министра.
С тех пор Нетаниягу добился отставок начальника Генштаба Герци Халеви и главы ШАБАКа Ронена Бара, выстраивая нарратив, что именно силовики виноваты в провале, приведшем к резне 7 октября. Также был смещен глава комиссии кнессета по иностранным делам и обороне Юлий Эдельштейн за сопротивление закону об освобождении харедим от армейской службы.
И все же главный вопрос — когда общество скажет «хватит»? Если сплетутся две отставки начальников Генштаба подряд, назначение явно неподходящего министра обороны, угроза жизни заложников, планы оккупации Газы и продвижение закона об освобождении харедим от военной службы — наступит ли момент перелома? Приведет ли это к массовому отказу резервистов и падению мотивации воевать в Газе, тем более что сам начальник Генштаба сомневается в успехе операции?
С 7 октября неизменным остается одно: Нетаниягу никогда не виноват и не несет ответственности. Все силы брошены на то, чтобы возложить ответственность на профессионалов — сначала за провалы, позволившие случиться резне, теперь — за то, что ХАМАС так и не побежден. Замира обвиняют в неудачах, а верный Нетаниягу военный секретарь генерал-майор Роман Гофман, упомянутый в качестве кандидата на пост преемника Замира, несмотря на отсутствие опыта, в закрытых беседах объясняет, что вина за задержку полной победы лежит не на политическом звене. По его мнению, это офицеры якобы недостаточно решительны.
Бывший советник по нацбезопасности Яаков Амидрор на прошлой неделе заявил: «Это лучшая война в истории Израиля. У нас ситуация в десять раз лучше». Это альтернативная стратегическая реальность, и некоторые рады в ней жить. Тем временем в соцсетях появился ролик с подборкой обещаний Нетаниягу о «тотальной победе» в Газе, которая «уже близко». Раньше последним оплотом называли Рафиах, теперь снова — город Газу.
СМИ по привычке изображают премьер-министра стоящим перед выбором — идти на сделку по заложникам или продолжать войну, — но он снова и снова просто доходит до Т-образного перекрёстка и продолжает идти прямо и бьется головой о стену.
На пресс-конференции в воскресенье он перешел на перепалки с журналистами, а в среду на запоздалом приеме в честь Дня независимости США атаковал бывших военных руководителей, обвинив их в том, что «слово победа отсутствует в их лексиконе», и подробно рассказывал о недавних зверствах суннитских экстремистов против друзов в Сирии.
Премьер-министр обращается только к своей политической базе – от бибиистов до хардалим (националистически настроенных ультраортодоксов) и харедим. Остальные граждане страны не интересны ему. В последние недели циркулируют слухи о намерении уйти двух его ближайших советников, министра по стратегическим вопросам Рона Дермера и главы Совета национальной безопасности Цахи Ханегби. Нетаниягу, тем временем, активно подражает Дональду Трампу. В феврале, после первой встречи с вновь избранным президентом, он вернулся из Вашингтона в приподнятом настроении и выступил на заседании правительства с длинной речью о единственном важном критерии оценки высокопоставленных чиновников: их лояльности лидеру.
Возможно, вывод в том, что Замиру лучше не погружаться в грязь, которую поднимают Кац и семья Нетаниягу. Ему стоит игнорировать унижения и оскорбления, не участвовать в медийной войне, а сосредоточиться на подготовке армии к ее задачам, четко обозначая свои «красные линии». Хотя вполне вероятно, что и это не поможет: в четверг сообщалось, что Кац и Замир пожали руки на военной церемонии, но так и не обменялись ни словом.
Чем сложнее становится война в Газе, тем более вопиющим и диким становится поведение правительства. В последнем раунде генеральских назначений было заблокировано продвижение генерал-майора Дана Гольдфуса. Формальной причины не назвали, но она очевидна: год назад, завершив командование 89-й дивизией в боях в Газе, он в резкой речи призвал министров относиться к его бойцам с должным уважением. Этого оказалось достаточно, чтобы попасть в черный список политиков. А фоном конфликта с Замиром стал и его отказ участвовать в продвижении закона об освобождении харедим от армии. Для Нетаниягу это — «святое дело», и всякий, кто мешает, заплатит цену.
ШАБАК сейчас возглавляет временный руководитель «С.», пока Нетаниягу пытается назначить на пост генерал-майора Давида Зини. В окружении премьера хвалят «С.» за структурные реформы, которые он начал, несмотря на временный статус. Это дает двойную выгоду: еще один укол в адрес Ронена Бара и сигнал Зини, что для получения должности нужно приложить усилия по «умасливанию» руководства.
Негативное отношение к профессиональному эшелону не ограничивается Замиром или уже ушедшим Баром. В комиссии кнессета по иностранным делам и обороне идет затяжное обсуждение закона о пенсионных выплатах старшему офицерскому составу. В бюджетной пенсионной системе оборонного ведомства, сложившейся за эти годы, есть много причин для критики, но депутаты от «Ликуда» говорят о корпусе офицеров ЦАХАЛа как о врагах, еще одной элите, которую нужно «сломать».
Полковник запаса, бывшая глава отдела поведенческих наук ЦАХАЛа д-р Офра Бен-Ишай в статье для Открытого университета анализирует причины нынешнего кризиса между политиками и армией. Она описывает беспрецедентное падение в отношениях, корни которого лежат не в войне — она лишь стала триггером, усилившим давние напряжения. По ее мнению, это результат длительной эрозии принципа «армии народа» — особой связи между избранной властью и слоями общества, готовыми к службе и жертвам.
Период попытки «судебного переворота» и война ослабили эту связь, пишет Бен-Ишай. Прощальная речь Зини в мае, в которой он говорил «во славу мессианства», по ее мнению, стала симптомом распада этой модели. «В нынешний момент поляризация превратилась в разрушительную силу, не позволяющую наладить искаженные отношения между двумя эшелонами… Они застряли в замкнутый круг недомыслия, который лишь углубляет раскол».
Амос Харэль, «ХаАрец», М.Р. Фото: Итай Рон


|
