![]()
[]
Иерусалим |
Москва |
Нью-Йорк |
Берлин |
История, люди, статистика
| Вчера
| Читали: 16
Моя любимая история о Нильсе Боре . Как-то раз в Копенгагене один американский учёный нанёс визит известному физику и нобелевскому лауреату Нильсу Бору. Американец был очень удивлён, когда обнаружил в доме знаменитого академика подкову, прибитую над дверью...

архив

Подкова была приколочена ветвями вверх, что по народному поверью должно было символизировать «дом – полную чашу», привлекать удачу и не давать ей выплеснуться. Гость с нескрываемым удивлением спросил у Бора: - Профессор, мне казалось, что вы не должны верить в приметы и амулеты. Неужели вы, великий учёный, всерьез считаете, что подкова над дверью приносит счастье?
Нильс Бор с улыбкой ответил визитеру: – Конечно же, я не верю в приметы и считаю их абсолютной чепухой! Но… люди говорят, что подкова приносит счастье даже тем, кто в это не верит.
28 февраля 1913 года знаменитый физик представил планетарную модель строения атома. Через несколько лет он был удостоен Нобелевской премии
Для научного сообщества начала прошлого столетия идея Бора, что электроны движутся вокруг ядра, подобно тому как планеты движутся вокруг Солнца, была революционной. Благодаря ей удалось объяснить многие химические и физические процессы. И хотя впоследствии теория была переосмыслена, переработана и дополнена, она стала основой для множества других немаловажных открытий.
При этом сам датский физик обладал неординарным характером и прожил весьма необычную жизнь.
Рассказывают, что однажды к Эрнесту Резерфорду обратился коллега из Копенгагена, который хотел поставить своему студенту самую низкую оценку. Учащийся же полагал, что заслуживает отметки «отлично». Участники спора нуждались в третьем лице, коим и выступил Резерфорд.
Студенту было предложено объяснить, как определить высоту здания с помощью барометра. Тот не растерялся и предложил подняться на крышу с веревкой, привязать к ней прибор и опустить вниз. Его попросили озвучить еще пару версий, более тесно связанных с физикой.
Студент вновь не растерялся и предложил целый ворох решений. Во-первых, можно измерить высоту тени барометра и высоту тени здания с последующим решением пропорции. Во-вторых, приложить барометр к стене и сделать отметки, а потом сосчитать их количество и умножить на длину барометра. В-третьих, можно привязать к барометру шнурок, раскачать его у основания здания и на крыше, замерив величину гравитации и вычислить высоту по разнице данных. Помимо этого, раскачивая маятник на шнурке с крыши здания, можно определить высоту по периоду прецессии.
В конце концов, не сдавался студент, можно найти управляющего здания и узнать у него высоту, выменяв ценные сведения на не менее ценный барометр.
Словом, Резерфорд был сражен наповал изобретательностью экзаменуемого, которым, как вы уже поняли, был Нильс Бор.
В 1911 году Бор приехал учиться в Кембриджский университет. Его наставником стал нобелевский лауреат и известный профессор Джон Томсон, но сотрудничество не сложилось: Бор совершенно не понравился Томсону.
Во-первых, учащийся не стеснялся указывать знаменитому физику на просчеты и ошибки. Во-вторых, скверно говорил по-английски. Вскоре они разошлись, и новым учителем, а вернее, соратником Нильса Бора стал уже упоминавшийся Эрнест Резерфорд. Впоследствии они стали близкими друзьями — настолько близкими, что Бор даже часть свадебного путешествия предпочел провести у Резерфорда.
Что же касается языкового барьера, то со своим незнанием английского датский ученый боролся с энтузиазмом — в первый же приезд в Англию начал читать в оригинале «Дэвида Копперфильда», подчеркивая и выискивая каждое слово, перевод которого не знал. Специально для этого он купил словарь в красной обложке, с которым потом не расставался всю жизнь.
Бор был красноречив один на один с собеседником, но всегда тушевался перед большой аудиторией. Иногда из его выступления невозможно было понять практически ни слова. Его брат Харальд, известный математик, напротив, был превосходным лектором и шутил по этому поводу: «Дело в том, что я всегда объясняю то, о чем говорил раньше, а Нильс — то, о чем будет говорить позже».
Однажды после очередного слабого и невразумительного выступления на коллоквиуме Нильс Бор объяснил аудитории: «Я выслушал здесь так много плохих выступлений, что прошу рассматривать мое нынешнее как месть!»
Впрочем, именно Бору принадлежат многие знаменитые изречения. Например:
«Эксперт — это человек, который совершил все возможные ошибки в некотором узком поле».
«Если квантовая теория не потрясла тебя — ты ее просто пока не понял».
«На свете есть столь серьезные вещи, что говорить о них можно только шутя».
«Очень трудно сделать точный прогноз, особенно в том, что касается будущего».
Самой большой опасностью для человечества Нильс Бор считал немецкий нацизм. После того как в 1935 году премию мира вручили противнику национал-социализма Карлу фон Осецкому, в нацистской Германии Нобелевская премия оказалась под запретом, поэтому немецкие физики Макс фон Лауэ и Джеймс Франк доверили хранение своих золотых медалей Бору.
Когда в 1940-м немцы оккупировали датскую столицу, ученый растворил награды в царской водке и оставил бутыль на виду, а уже после окончания войны извлек благородный металл и передал его Шведской академии наук, где изготовили новые медали и вновь вручили их Франку и Лауэ.
В 1941 году Бору, который, к слову, был наполовину евреем, предлагали сотрудничество с физиками, которые разделяли идеи нацизма. Ученый гневно отверг такие предложения, а в 1943-м бежал из Дании, зная о том, что готовится его арест. Сначала в Швецию.Затем вместе с сыном он перелетел в Англию в пустом бомбовом отсеке британского военного самолета. Оттуда отправился в США, где кипела работа по созданию атомной бомбы.
Ученый принимал в этой программе непосредственное участие. Уже тогда Бора крайне волновали последствия применения такого оружия, вплоть до того, что он лично встречался с Рузвельтом и Черчиллем, чтобы убедить их в необходимости контроля над вооружением.
Впоследствии Датское инженерное общество учредило медаль Нильса Бора, которая присуждалась за вклад в мирное использование ядерной энергии. Первым человеком, награжденным медалью Нильса Бора, стал сам физик.
Нильс Бор обожал кино, причем предпочитал вестерны. Если вечерами ученый жаловался на невнимательность и утомление, его ученики твердо знали: лучший способ развлечь преподавателя — сводить его на какого-нибудь «Одинокого ковбоя». После просмотра обыкновенно разгорались жаркие споры: как же так, положительный герой всегда последним хватается за оружие, но успевает выстрелить раньше всех?
Бор придумал целую теорию, по которой злодей выбирает момент начала движения осознанно и потому медлит, тогда как его оппонент действует, повинуясь рефлексам, и потому все происходит быстрее. С Бором никто не соглашался, и он предложил проверить идею на практике, после чего перестрелял из игрушечного револьвера всех своих молодых соперников.
Сложно понять, за что именно ученый так полюбил вестерны, ведь он не относился к этим фильмам всерьез и постоянно посмеивался над штампами, которые обыгрывались из картины в картину: хорошенькая героиня спасается бегством, мост над пропастью рушится прямо под ней, красавец ковбой успевает ее спасти.
На родине Бор был настолько уважаемым человеком, что специально для него одна датская пивоваренная компания выстроила резиденцию под названием «Дом чести». Здание находилось неподалеку от завода и, чтобы подчеркнуть свою признательность ученому, Бору был предоставлен пожизненный запас бесплатного пива, которое доставлялось ему домой с 1932 года до самой его смерти в 1962 году.
Нильс Хе́нрик Дави́д Бор родился 7 октября 1885.
Материал подобран Victoria NOVIKOV
источник
Переслал: Инна Коновалова - Канада
Переслал: Инна Коновалова - Канада

0

0
|
|

Ольга Дж - ПОСЛЕДНИЙ ВАГОН