[]
Иерусалим |
Москва |
Нью-Йорк |
Берлин |
Вскоре после начала судебного переворота министр юстиции Ярив Левин заявил в одном из интервью: «После того как мы разберемся с судебной системой, мы займемся прессой и университетами». В условиях войны подход изменился.
Правительство Нетаниягу систематически использует частные законопроекты, поставляемые в товарном количестве членами коалиции, и продвигает их по ускоренным маршрутам. Точно так же действовал в 2010 году премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, а в 2015-м — польская партия «Закон и порядок» для того, чтобы установить в своих странах не либеральные режимы. В своих постановлениях по этому поводу судебные инстанции Евросоюза отметили, что ускоренное законодательство нанесло тяжкий удар по основам демократии и власти закона.
Темп подачи законопроектов, направленных на удушение свободной прессы в Израиле, можно сравнить только с интенсивностью бомбардировок шиитского пригорода Бейрута в разгар войны. Видимо, Ярив Левин и министр связи Шломо Караи пришли к выводу, что подавление свободы слова поможет правительству расправиться с судебной системой и установить в стране авторитарный режим — как в Венгрии. Именно к этому стремится Нетаниягу после завершения формирования своей нынешней коалиции.
На прицеле правительства сейчас находится телерадиовещательная корпорация «Кан». Караи продвигает три частных законопроекта, составленных по его заказу депутатами от коалиции. Все они призваны лишить профессиональной независимости журналистов концерна.
Среди них выделяется законопроект, который сам Караи выдвигал еще в декабре 2022 года. Он предусматривает приватизацию и продажу «Кан». Сейчас с аналогичной инициативой выступила Тали Готлиб («Ликуд»). Министерская комиссия по вопросам законодательства поддержала законопроект, и он уже утвержден кнессетом в предварительном чтении.Тем временем другой представитель «Ликуда» Авихай Буарон выступил с еще одной инициативой. Его законопроект предусматривает передачу бюджета концерна под контроль правительства.
Вступив в должность министра связи, Караи начал продвигать правительственный закон о телевидении. В соответствии с ним, контроль над вещанием всех телеканалов должен быть передан соответствующему совету, состав которого определит коалиция. Таким образом, речь идет об откровенно политическом органе. Но эта идея забуксовала — по всей видимости, под влиянием юридической советницы правительства. Но Караи все равно намерен продвинуть этот законопроект — пусть в качестве не правительственного, а частного.
Но на прицеле коалиции находится не только концерн «Кан». На нынешней неделе депутат кнессета Нисим Ватури («Ликуд») представил частный законопроект о приватизации «Галей ЦАХАЛ». Как будто эта радиостанция сумела прийти в себя после позора, причиной которого был Яаков Бардуго.
Одновременно с этим правительство пытается помочь приближенным к коалиции бизнесменам взять под свой контроль частные радиостанции. Депутат кнессета Эли Далаль («Ликуд») выдвинул частный законопроект, позволяющий региональным радиостанциям получать в свое распоряжение частоты для вещания по всей стране. Выгоду из этого должны извлечь приближенные к коалиции бизнесмены, которым принадлежат региональные радиостанции: Эли Азур, Давид Бен-Басат, Цвика Шалом и Ицхак Мирилашвили, являющийся также владельцем 14-го телеканала.
И, как будто всего это недостаточно, на рассмотрении кнессета находится еще один законопроект, который выдвинул Шломо Данино («Ликуд»). В соответствии с ним измерение рейтинга телепрограмм должно быть передано от частной компании в руки государства. Контроль над рейтингом позволит правительству распределять рекламные бюджеты так, чтобы они доставались в основном «правильным» каналам. Именно так поступил в свое время Орбан, чтобы поставить во главе венгерских СМИ своих приближенных.
Но и это еще не все. Правительство не ограничивается только электронными средствами массовой информации — оно пытается запугать и печатную прессу. В начале нынешней недели кабинет министров единогласно утвердил предложение Шломо Караи, в соответствии с которым правительственным учреждениям и финансируемым ими организациям запрещается размещать рекламу в газете «ХаАрец». Это решение, вопреки существующей практике, было принято без согласования с юридической советницей правительства.
Наступление на средства массовой информации происходит одновременно с ужесточением действий полиции против участников антиправительственных демонстраций. А министры, всячески пытаясь заглушить голоса протестующих граждан, цинично утверждают, что таким образом они выполняют волю избирателей.
Многообразие действий коалиции, направленных против свободной прессы, наглядно демонстрирует лживость доводов защиты премьер-министра на суде по его делу. В выдвинутых против Нетаниягу обвинительных заключениях утверждается, что всякий раз его действия были направлены на то, чтобы взять израильские СМИ под свой контроль. Отвергая эти обвинения, Нетаниягу утверждал, что просто пытался разнообразить программу телепередач.
Нетаниягу разбирается в ситуации на рынке СМИ лучше, чем все его министры, вместе взятые. Он прекрасно понимает, что действия коалиции приведут к тому, что рейтинг Израиля в области свободы прессы рухнет до уровня государств, возглавляемых лидерами типа Орбана и Путина. Видимо, именно там Нетаниягу и видит свое место. В дни, когда творящееся в мире безумие бросает тень на основные аксиомы демократии, будет нелишним напомнить: без свободы прессы нет демократии. И именно в этом направлении ведет сейчас наше государство премьер-министр — руками своих приближенных Ярива Левина и Шломо Караи.
Идо Баум Фото: Yonatan Sindel/Pool Photo via AP
|