[]
Иерусалим |
Москва |
Нью-Йорк |
Берлин |
«Фейерверк 4 июля в Соединенных Штатах — ничто по сравнению с тем, что произойдет здесь», — сказал Авихай Мандельблит руководителям подразделения «Лахав 433», отвечающего за коррупционные преступления в госорганах, во время встречи, где он дал им — после некоторых колебаний — зеленый свет на расследование дела, которое стало известно как «дело 2000», против премьер-министра Биньямина Нетаниягу. «Здесь будет огромная буря».
Тогдашний генеральный прокурор, он же юридический советник правительства, знал, что открывает врата ада. Вероятно, ему даже не приходило в голову, что восемь лет спустя, в первый день его показаний в зале суда, Нетаниягу все еще будет премьер-министром и прокуроры прибудут в суд в сопровождении охраны.
Те, кто считает, что, раз Нетаниягу не смог остановить свой уголовный процесс, это уже доказательство силы израильской демократии, заблуждается. Правительство уже победило закон.
Израильская полиция захвачена осужденным преступником, министр юстиции — агент хаоса, фантазирующий о диктатуре, а Верховный суд уже больше года не имеет председателя.
Кампания мести подсудимого принесла свои ядовитые плоды. Будущим премьер-министрам больше не понадобится французский закон, чтобы получить иммунитет от расследований.
Они смогут беспрепятственно торговать доверенной им властью с бизнесменами — владельцами СМИ или требовать, чтобы миллиардеры с корыстными интересами покупали им и их женам сигары и драгоценности. В этих обстоятельствах появление Нетаниягу в здании окружного суда Тель-Авива вчера, 10 декабря, является слабым утешением.
В то время как сторонники подсудимого проводили демонстрацию перед зданием суда против «преступной организации прокуратуры», депутат Тали Готлиб ворвалась в зал 201 и заявила своим обычным громовым голосом, что Нетаниягу мог бы избавить себя от этой ситуации, если бы послушал ее и укрылся за иммунитетом.
Хорошие солдаты Амир Охана, Мири Регев, Идит Силман, Мэй Голан и Боаз Висмут также предпочли провести день в подземном зале суда, а не в своих кабинетах в кнессете, в домах семей заложников или на кладбищах. Они не осмелились бы сделать это в дни после 7 октября, но с тех пор румянец вернулся на их щеки, и участие в позорном культе личности Нетаниягу — это та цена, которую им нужно заплатить «базовому электорату».
«Министр обороны не приехал», — крикнул один из присутствующих. «И его предшественник тоже», — сказал другой, напомнив, что Йоав Галант в день начала суда стоял рядом с Нетаниягу. «Они не приехали, — сказал третий, — но следующий министр обороны здесь».
Когда Нетаниягу вошел в зал суда, он нашел время поприветствовать каждого из своих сторонников. Некоторым министрам и членам кнессета не нашлось места. Слушание было отложено до тех пор, пока депутаты Нисим Ватури и Альмог Коэн не согласились уйти.
В начале своих показаний Нетаниягу, как обычно, назвал себя жертвой левого заговора враждебных СМИ и их подпевал в полиции и прокуратуре, которые носили бы его на руках, если бы он вернулся к границам до 1967 года.
Он рассказывал истории о своей борьбе с Бараком Обамой и Ираном и утверждал, что является одним из самых охраняемых людей в мире, наряду с американским президентом и папой римским. Однако раздувание себя до лидера сверхдержавы не было обусловлено исключительно раздутым чувством собственной важности. Главной целью Нетаниягу было принизить значение событий, описанных в обвинительном заключении, и представить их как незначительные пустяки, недостойные лидера его уровня.
«Меньше чем капля в море», — сказал человек, сбежавший с заседания кабинета министров, когда к нему обратился Арнон Мильчен. Человек, который посвятил десятки часов секретным переговорам с Нони Мозесом и сотни часов попыткам повлиять на средства массовой информации или взять их под контроль.
Это было не первое столкновение Нетаниягу с реальностью. Человек, который стремился избавиться от всех сдержек и противовесов и утвердиться в качестве бесспорного правителя Израиля, представил себя судьям как защитник демократии, ярый поклонник отцов-основателей Америки.
Человек, чьи доверенные лица искажали и сливали секретную информацию, чтобы сорвать усилия по заключению сделки об освобождении заложников и который во время слушаний хвалил ядовитый 14-й канал, назвав журналистов, которые все еще остаются здесь, «манипуляторами сознания».
Человек, находившийся у власти, когда стоимость жизни в Израиле побила все рекорды, с восторгом рассказывал о своем вкладе в израильскую экономику. Человек, требовавший от Адас Клейн сигары Cohiba определенного диаметра, называл себя аскетом, который ест за рабочим столом («не кордон блю», подчеркнул он с французским акцентом).
Человек, который на протяжении многих лет преследовал Шауля Аловича, бывшего держателя контрольного пакета акций «Безека», напрямую и косвенно, требуя от него благоприятного освещения на сайте Walla, теперь отверг этот сайт как не имеющий никакого влияния.
Этот перевернутый мир, в котором процветает Нетаниягу, заполнит зал суда в ближайшие недели. Затем настанет очередь обвинения попытаться перевернуть его обратно. Это будет сложная задача, но прокурор Йехудит Тирош сделала первый шаг к ее решению вчера утром, когда проигнорировала неоднократные протесты адвокатов и продолжила называть премьер-министра «обвиняемым».
На снимке: Нетаниягу в Иерусалимском окружном суде. Фото: Оливье Фитусси
|
|