[560]
Иерусалим |
|
Москва |
|
Нью-Йорк |
|
Берлин |
Государственный контролёр Матаньягу Энгельман опубликовал 11 ноября резкий отчёт, объясняющий причины глубокого стратегического провала израильской системы безопасности 7 октября.
В документе говорится, что премьер-министр Биньямин Нетаниягу не завершил и не утвердил Концепцию национальной безопасности — базовый документ, который должен определять приоритеты, координацию и долгосрочную стратегию обороны Израиля.
Несмотря на попытки в 2017–2018 разработать «Концепцию национальной безопасности 2030», Нетаниягу так и не представил её на утверждение кабинета министров, и потому документ не получил обязательной силы.
По словам Энгельмана, это привело к тому, что каждая структура — ЦАХАЛ, Моссад и ШАБАК — действует по собственному пониманию угроз, без стратегического согласования и без чётко определённых национальных приоритетов.
Отдельно Энгельман отметил: «Хочу подчеркнуть, что этот доклад не заменяет собой всестороннюю проверку, которая укажет на недостатки или возложит ответственность на те или иные органы или должностных лиц, причастных к событиям 7.10. Разумеется, общество имеет право на ответы на трудные вопросы касательно тяжелейшего провала в истории государства. Госконтролёр не успокоится, пока не предоставит ответы относительно провалов политического и военного эшелонов».
Даже и сейчас, два года спустя, Израиль не имеет утверждённой и обязательной концепции национальной безопасности, указывает Энгельман.
Госконтролер подчёркивает, что отсутствие утверждённой доктрины нацбезопасности ослабило гражданский контроль, распределение ресурсов и долгосрочное планирование. Результатом стал крах трёх основ израильской безопасности — сдерживания, заблаговременного предупреждения и быстрой победы — 7 октября 2023 года.
В докладе цитируются заявления Нетаниягу о том, что ХАМАС обуздан и не стремится к войне.
Так, 9 мая 2023 года, за несколько месяцев до атаки 7 октября Нетаниягу в ходе оценки ситуации по операции “Щит и стрела” заявил, что необходимо «по возможности удерживать ХАМАС (сдерживаемый со времен операции «Страж стен») от вмешательства». Премьер-министр также заявил: «Они [ХАМАС] поняли, что заблокированы благодаря стальной стене, которую мы построили для защиты граждан Израиля».
Аналогичные заявления о заграждении на границе с сектором Газа звучали и со стороны бывшего министра обороны Бени Ганца, напоминает Энгельман.
Той же позиции придерживались начальник генштаба генерал-лейтенант Херци Ха-Леви и глава ШАБАК Ронен Бар. Они исходили из того, что передовые технологии ЦАХАЛа и ШАБАКа помогут заблаговременно узнать о возможной атаке и создать защитную стену.
Бывший начальник генштаба Авив Кохави и бывший глава военной разведки Аарон Халивa также высказывались в подобном духе.
«Также главы Совета национальной безопасности, занимавшие эту должность с 2008 года, не представили военно-политическому кабинету обновлённую концепцию безопасности для обсуждения и принятия решения по ней, и таким образом Совбез не реализовал свою роль в этом вопросе», — говорится в докладе.
Энгельман заключает: без официально утверждённой и регулярно обновляемой концепции национальной безопасности израильское руководство не способно эффективно направлять и контролировать армию. Стратегический хаос, проявившийся 7 октября, делает необходимость такой доктрины срочной как никогда.
«Детали», Д.Г. На фото: государственный контролер Матаньяху Энгельман. Фото: Оливье Фитусси
|
|
|
|
Читали 36367 человек.
Читали 13025 человек.
Читали 15547 человек.
